ОНЛАЙН КАССА
Онлайн касса — это кассовый аппарат нового поколения (согласно обновленному с 01.02.2017 года 54-ФЗ), работающий в связке с налоговой. Как и ранее, онлайн касса точно так же регистрирует оплату и распечатывает чеки для клиентов. Но параллельно еще и отправляет их в электронном виде в налоговую через уполномоченного посредника — оператора фискальных данных (ОФД).
Кассы старого образца с ЭКЛЗ — аппараты прежнего поколения записывали данные по операциям на электронную контрольную ленту (ЭКЛЗ). Передача данных в налоговую происходила только в ходе периодических проверок ФНС со всеми сопутствующими неудобствами.
Онлайн-касса тоже хранит данные автономно. Для этого используется уже не лента, а специальный чип — фискальный накопитель. Но главная ее функция — это именно передача чеков в электронном виде в ФНС буквально «на лету».
Удаленная фискализация во всех ККТ
Постоянное подключение к интернету позволяет использовать такую кассу удаленно. В таком случае одна касса содержит фискальный накопитель и является главной. Именно она принимает и обрабатывает информацию о продажах с удаленных устройств в фоновом режиме и отправляет сведения в ФНС. Удаленными устройствами могут быть обычные мобильные гаджеты или компьютеры с тем же кассовым ПО, которое использует и главная касса.
Такой формат кассового обслуживания называется удаленной фискализацией, и он не противоречит закону.
54-ФЗ описывает такие кассы как «расположенные вне места совершения расчетов» и регулирует порядок их применения.
Отдельно сделаем акцент на разнице между понятиями, которые ввиду схожести вызывают иногда неправильную трактовку.
Онлайн-касса — это общее название для всех современных касс, использующих фискальный накопитель и передающих данные в налоговую в реальном времени. Самое общее понятие, включающее в себя и удаленные и облачные.
Стационарная касса — физическое кассовое устройство с фискальным накопителем, расположенное на территории владельца (офис, склад, магазин, салон), позволяющее подключаться извне с любого совместимого устройства для проведения кассовых операций в удаленном режиме.
Облачная касса — формат имеет некоторую схожесть со стационарной кассой, но это принципиально разные вещи. Если предельно схематично, стационарная касса — это в первую очередь устройство, а облачная — это сервис, услуга. Подробнее и с примерами этот момент мы разберем дальше.
Виды онлайн-касс
Кассы нового типа различаются по ряду признаков, которые определяют их классификацию. Но самое очевидное и ощутимое деление идет по линии функциональности. Выделяют три основные группы.
Автономные кнопочные
Самый простой и недорогой вариант. Он же и наименее функциональный.
Это компактные портативные аппараты, в которых все рабочие элементы заключены в одном корпусе. Самое важное — работа от аккумулятора.
Характерные признаки — механическая клавиатура, миниатюрный текстовый дисплей, отсутствие операционной системы.
Такая онлайн-касса способна проводить только самые простые операции практически без какой-либо автоматизации. К ней нельзя подключить внешнюю товароучетную систему, она не умеет сканировать маркировку. Любая манипуляция с номенклатурой товаров требует подключения к компьютеру и сравнительно трудоемкой настройки.
Эти ограничения сужают сферу применения таких касс. Но они все же уверенно занимают весомую нишу в выездной торговле и мелких торговых точках с небольшим потоком клиентов.
Смарт-терминалы 3в1
Радикально более функциональное и гибкое в настройках решение по сравнению с предыдущим. Важнейшая особенность — наличие операционной системы. Практически всегда это Android.
Панель управления здесь уже не кнопочная, а на основе сенсорного дисплея. Собственно, технологической основой смарт-терминала служит действительно смартфон или планшет с установленным специальным программным обеспечением. Помимо гаджета, в корпусе содержатся фискальный накопитель и чековый принтер.
Смарт-терминалы тоже часто делают полностью автономными с работой от аккумулятора. Это компактные модели на основе смартфона. Также есть стационарные и полустационарные модели — они более габаритные, на основе планшета. Могут совмещающие оба варианта питания — от аккумулятора или сети.
Функциональность смарт-терминалов несоизмеримо шире, чем у простых кнопочных моделей. Благодаря специальному ПО они способны автоматически рассчитывать сумму чека, сдачу, скидки. К ним можно подключить внешнюю товароучетную систему или целую CRM. Любые манипуляции с товарами и группами производятся на месте средствами ПО и не требуют особой квалификации оператора. Можно подключать сканер штрихкодов и другое оборудование.
Фискальные регистраторы
И третий тип, который, строго говоря, является лишь частью полноценной онлайн-кассы. Это отдельный блок, который лишен органов управления и содержит только важнейшие элементы — фискальный накопитель и чековый принтер.
Фискальный регистратор не работает самостоятельно — его нужно подключить к компьютеру с установленным торгово-учетным программным обеспечением.
Преимущество такого формата в том, что с его помощью можно устроить рабочее место кассира какой угодно функциональности просто добавляя нужное оборудование.
В минимальном варианте достаточно будет подключить даже один-единственный ноутбук.
В максимальном исполнении это может быть многофункциональная POS-система с адаптированной клавиатурой, большим сенсорным дисплеем и любым дополнительным оснащением — сканером штрих-кодов, весами, терминалами эквайринга и т. д.
Облачные кассы
Это принципиально другая категория, и здесь речь даже не об устройстве, а о целом комплексном сервисе. У нашей компании это решение Программный аппаратный комплекс "ПАР" - это "Система управления облачными кассами "КАССИКС".
Суть в том, что вы передаете всю техническую сторону кассового обслуживания на аутсорсинг. И даже не покупаете терминал. Все оборудование, включая фискальный накопитель, находится в дата-центре поставщика услуг.
Техобслуживание, ремонт, стабильная связь, стабильное электричество — это уже не ваша забота. Вам нужно лишь подключить наиболее подходящий пакет услуг, а все дальнейшее взаимодействие будет идти через личный кабинет.
Ближайшая аналогия такого подхода — концепция SaaS (software as a service). За не вполне очевидным термином стоит элегантное решение.
Все хорошо знают, что такое Microsoft Office с его Word и Excel. Это мощный программный комплекс, который нужно устанавливать локально на компьютер, и документы тоже будут храниться локально.
Очевидный пример из повседневной жизни — это такси. Вы платите только за прямую функцию — доставку из пункта А в пункт Б. Вас не заботит заправка, ремонт, техосмотр и даже ПДД. Плюс, такси можно вызвать куда угодно, тогда как с личным авто так уже не получится.
Так и с облачной кассой — вы получаете сервис полноценного кассового обслуживания, к которому можно подключиться где угодно, где есть интернет. При этом не несете рисков и издержек, связанных с уязвимостью техники.
Дистанционная фискализация - это фискализация любых типов расчетов налдичным и безналичным путем в не места расчета (в не офиса, магазина, помещения).
Облачная касса и аренда
Закон разрешает использование сервисов облачных касс в 80% предпринимательской деятельности, для всех видов оплат, модель PaaS (продукт-как-сервис) стремительно набирает вес, равно как и цифровая экономика в целом.По закону не всем категориям бизнеса нужно использовать кассу. Но тем, кто такую возможность имеют, облачные кассы дают явные преимущества в плане упреждения ситуаций, грозящих штрафами.
Надежность и безопасность
Сама касса (устройство) находится в дата-центре провайдера услуг, где обеспечена охрана, бесперебойное питание, резервные каналы связи, поддерживается оптимальный климатический режим, работают специалисты техподдержки. Это уже само по себе минимизирует возможность сбоев, поломок, некорректно проведённых операций. В случае же возникновения нештатных ситуаций, специалисты техподдержки их оперативно устраняют.
Делегирование задач
За сохранность оборудования и его надлежащую работу отвечает поставщик услуг облачной кассы. Он же проводит все работы по сервисному обслуживанию, ремонту и замене оборудования.
Кроме того, техническая служба облачного сервиса вовремя выявит факт заполнения фискального накопителя и поставит вас в известность о необходимости замены.
Ровно так же провайдер услуг следит за изменениями в законодательстве, и при необходимости проведёт перепрошивку кассы, установив новое ПО, переведя кассу на новую версию формата фискальных документов (ФФД) и т. д.
Действительно, используя облачный сервис, вы делегируете ощутимую часть задач, оставляя за собой только контроль за их исполнением. Но облачная касса — это хоть и удобный и эффективный сервис, но всё же не решение всех потенциальных проблем. Так, никто вас не избавит от ошибок, связанных с самим соблюдением кассовой дисциплины и учётом, а не с работоспособностью кассы - это уже ваша зона ответственности.
Согласно п.1 статьи 7 54-ФЗ, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ плановые проверки не проводятся. Но внеплановые профилактические проверки имеют место, и штрафы тоже никто не отменял.
Важно также понимать, что срок давности нарушений по ККТ составляет 1 год. Поэтому можно нарушить сейчас, а штраф получить через пол года.
Проанализируем типичные ситуации, которые грозят штрафами, и подскажем, как их избежать.
Неприменение кассы
Обширная категория, в которую входит целый список нарушений:
Определяются нарушения ч. 2 ст. 14.5 КоАП, и штрафы назначаются в соответствии с этой же статьёй.
Как видим, достаточно один раз продать товар «мимо кассы», чтобы у налоговой были основания наложить штраф по данной статье. Ответственность наступает только в том случае, если совершена хотя бы одна торговая операция без формирования чека.
Если условный онлайн-магазин только открылся, кассы ещё нет, но и продаж ещё не было, то штрафа не будет. И при первом нарушении тоже есть вероятность отделаться предупреждением, но лучше и такого не допускать.
Как избежать:
Примечание. Некоторые виды предпринимательской деятельности, согласно статье 2 закона 54-ФЗ, могут осуществлять расчеты без кассы.
Применение кассы с нарушениями
Тоже обширная категория, включает следующее:
Как избежать:
Чек не отправлен клиенту
Облачная касса подразумевает выдачу только электронных чеков, но их получение клиентам тоже нужно обеспечить. Электронные чеки отправляются на e-mail клиента, в SMS-сообщении. Некоторые категории могут ограничиться показом QR-кода на экране гаджета (при разносной торговле или дистанционным способом, в вендинге). Если это не обеспечить, тоже может последовать штраф, как за невыдачу бумажного чека на физической онлайн-кассе
Как избежать:
Ситуация, свойственная больше для физических онлайн-касс. Связана с тем, что с ОФД не пролонгирован договор или из-за технических сбоев чек в ОФД не дошёл. В этом случае на решение ситуации есть 30 дней. Если в течение этого времени договор с ОФД так и не будет продлён или чек так и не дойдёт, фискальный накопитель будет заблокирован, и штрафа не избежать никак. Но даже если 30 дней не истекли, обнаружить и устранить проблему нужно до того, как её выявит налоговая.
Как избежать:
Не предоставлены данные о кассе в налоговую по запросу
ФНС вправе запросить у предпринимателя данные и документы о его кассе. Это может произойти в любой момент, и такой запрос нужно незамедлительно удовлетворить. Даже если сами документы имеются, но предприниматель их не предоставил, налоговая может за это оштрафовать.
Как избежать: